Телестудия Роскосмоса
English

Космонавтика

24 августа 2013Орбитальный «Гонец»

Авторы - А. Кузнецова, И. Исаев

Оператор - В. Красаков

 

В Якутии идут испытания спутниковой системы «Гонец». Задача «Гонцов» обеспечивать связью труднодоступные районы на Севере и Дальнем Востоке. Еще одна важная задача, которую может решать группировка спутников - космический мониторинг технологических объектов. Скоро в эксплуатацию будут введены новые пользовательские терминалы системы. А в середине сентября на орбиту отправят еще трех «Гонцов». К 2015 году планируется довести количество орбитальных «Гонцов» до 12-ти спутников.

 

От Якутска до Нерюнгри, через дебри тайги и непролазные горы. По стопам первых русских землепроходцев, которые открыли эти земли в XVII веке. Даже спустя 300 с лишним лет места тут по-прежнему глухие. Сотовой сети может не быть на сотни километров вокруг. Потому лучшего полигона для испытания системы спутниковой связи придумать сложно.

 

"Для обеспечения безопасности и контроля в транспортной сети необходимо иметь устойчивую, гарантированную связь. И для этих целей принимаются меры, чтобы с помощью низкоорбитальных спутниковых систем наладить устойчивую связь на транспорте, ж/д, автотрассах, воздушном, на водных путях, на Северном морском пути. Для того, чтобы была все-таки устойчивая связь, мы сейчас будем пробовать низкоорбитные спутниковые системы", — говорит первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Александр Тарасов.

 

"Гонец" — так называется российская спутниковая система связи, которая должна прийти в каждую точку нашей страны. А через какое-то время и всего мира. Испытания "Гонца" в эти дни продолжаются в Якутии.

 

"Гонец" — многофункциональная система персональной спутниковой связи, включает в себя космический и наземный сегменты, в основе — группировка низкоорбитальных космических аппаратов, создаются на предприятии "Информационные спутниковые системы имени академика Решетнёва". Первый спутник "Гонец" был запущен в 1996 году. Осенью 2013 года планируется вывести на орбиту три новых аппарата "Гонец-М".

 

"В Республику Саха Якутия мы пришли, в общем-то, по инициативе Минтранса. Охваченность самой республики средствами мобильной связи достаточно невелика, и вот в этих условиях мы считаем, что "Гонец" сможет найти свое применение, в первую очередь", — отметил главный конструктор предприятия Андрей Жаров.

 

На воде, на земле и железной дороге. Систему испытывают в самых труднодоступных районах России. Если уж здесь будет работать, то "Гонцу" не страшно ничего.

 

"У "Гонца" с нашими российскими просторами – отличное будущее. Пример: ушла на север баржа и исчезла из поля связи. "Гонец" же может несколько раз в день давать информацию", — рассказывает генеральный конструктор, генеральный директор "ИСС имени Академика М.Ф. Решетнева" Николай Тестоедов.

 

"Москва — Питер едет поезд. Вы видите, что есть перерывы, где пропадает связь. А что говорить про Сибирь, Дальний Восток, крайние Севера. Вот для этого и используется система "Гонец", — объясняет генеральный директор ОАО "Спутниковая система "Гонец" Дмитрий Баканов.

 

Двое суток за окном дрезины — зеленое море тайги. 800 километров пути. "Глобалстар", "Инмарсат" и "Иридиум" против "Гонца": западные спутниковые системы соревнуются с российской в устойчивости сигнала. В скорости передачи данных нашим спутникам, конечно, до западных конкурентов пока далеко. Но и задачи у "Гонца" несколько другие. В первую очередь – передача технической информации в текстовом виде. Например, об уровне воды в гидросооружениях, что сегодня особенно актуально. О состоянии опор моста, давлении в трубах газопровода или координатах транспортного средства.

 

"Идет труба, которая соединят северо-запад России с Дальним Востоком. Идет она, конечно, никто ее не прокладывал таким образом, чтобы попадать в зону покрытия GSM. Ее прокладывали так, чтобы было экономически выгодно: и через лес может идти, и через горы, и через малонаселенные объекты. На ней находятся — на протяжении всей трубы — пункты сбора информации. Такие, как давление, температура, количество прокачанного газа, нефти. Эту информацию нужно обязательно мониторить, чтобы понять: если давление растет, то есть возможность какого то ЧП", — говорит Дмитрий Баканов.

 

Это особенно актуально здесь, в Якутии: сложный рельеф местности, удаленные населенные пункты. Как только вы выходите из зоны покрытия GSM, включается резервный канал. А встроенный ГЛОНАСС-GPS модуль определит ваше местоположение. Это может даже стать чьим-то спасательным кругом.

 

"Недавний случай – это падение вертолета, когда в течение непродолжительного времени не могли определить координаты. И мы понимаем, что находись система "Гонец" на этом вертолете, во-первых, точку поиска можно было бы сократить до минимума, и район поиска, и даже если бы сигнал пришел с задержкой на 6 часов в наших условиях, в связи с тем, что орбитальная группировка только набирает обороты, мы бы все равно нашли людей быстрее, и что самое важное, те люди, которые остались живы, после падения они бы выжили", — отмечает председатель Госкомитета по инновационной политике и науке Республики Саха (Якутия) Максим Трофимов.

 

Первый спутник "Гонец" бьет мировые рекорды, он самый живучий космический аппарат. Ветеран работает в космосе уже 17-й год, что для низкоорбитального спутника — случай выдающийся. Обычный срок эксплуатации подобных аппаратов – 3-4 года.

 

"На данный момент на орбите находятся 4 спутника – один старый, первого поколения "Гонец-Д-1", 1996 года запуска, и три "Гонца-Н". По тем тактико-техническим заданиям, которые есть, группировка будет считаться полной при 12-ти. Но сейчас мы начали работу плотно по новой системе "Гонец" – это будет космический аппарат "Гонец-М1". И сейчас их прописано 24", — рассказал Дмитрий Баканов.

 

Для тех, кому предстоит пользоваться системой "Гонец" на земле, все просто и надежно. Новый дизайн приемо-передающих терминалов сделал их гораздо компактнее и мобильнее. А совсем скоро система станет доступна и частным клиентам.

 

"Вот этот терминальчик, если вы заблудились в лесу, значит, имеется возможность его ношения в сумке и на поясном ремне. То есть, вы просто, если заблудились в лесу, нажимаете на кнопочку, и ваше сообщение передается с вашими координатами", — говорит главный конструктор предприятия Андрей Жаров.

 

Отыскать человека в глухой тайге без координат, связи и даже примерного вектора движения шансов мало. "Гонец" должен будет помочь и в этой ситуации. Система становится все ближе к каждому человеку.

 

Состоявшийся пуск

11 апреля 2024

РН «Ангара А5» с РБ «Орион» и полезной нагрузкой.

Восточный 1А

12:00 мск

Видео