Телестудия Роскосмоса
English

Космонавтика

02 марта 2013Падение по «кривой Кеплера»


Автор - Н. Бурцева

Оператор - В. Красаков

 

Ученые называют это «кривой Кеплера», лётчики – «горкой», инструкторы ЦПК – «параболическим полётом». Но смысл один. Специально оборудованный Ил, специально обученный экипаж и  десять «горок» подряд. Жесткая проверка организма на невесомость. Одно из главных испытаний программы подготовки будущих покорителей орбит.


Невесомость, полет в безопорном пространстве, любая поверхность может быть и потолком, и полом: оттолкнулся, и уже на другой стороне модуля. В невесомости космонавт должен чувствовать себя как рыба в воде или птица – в полете.

 

"Состоянии невесомости – это действительно необычные ощущения, в земных условиях очень сложно испытать такое состояние, когда тело ничего не весит, и ты при малейшем движении направляешься в том направлении, в котором дал импульс. Это состояние парения, ты действительно как птица, паришь и летаешь", — рассказал кандидат в космонавты Олег Блинов.

 

Ил-76 МДК — единственный тренажер для первого знакомства с нулевой гравитацией. На его борту испытывают самую настоящую невесомость. Создается это искусственно — маневром самолета.

 

"Самолет летит по горизонтали, немного подныривает, а потом резко набирает высоту и снова ныряет. Это и называется "горками", — уточнил кандидат в космонавты Игнат Игнатов.

 

Горка, параболический полет, "кривая Кеплера" — это 30 секунд без гравитации, первое свидание с той средой, в которой предстоит работать долгие месяцы. Будущие покорители космоса впервые тестируют свой вестибулярный аппарат на прочность — к невесомости надо привыкать.

 

"Такая тренировка вестибулярного аппарата — серьезный стресс для организма. Могу описать свои ощущения перегрузки: меня буквально вдавливает в пол, я пытаюсь сопротивляться, но меня валит и валит, трудно поднять руку и трудно даже говорить. Когда наступает режим, все тело становится невесомым и не слушается, а в голове – каша. Любая вещь становится невесомой, и ее нужно контролировать, можно даже потерять ориентир в пространстве, как я", — поведала о своих ощущениях специальный корреспондент Наталья Бурцева.

 

В голове будто включается метроном, он четко отсчитывает секунды, чтобы вовремя опуститься на пол салона. Возвращение к гравитации может быть очень жестким.

 

"Все эти сложности можно преодолеть. Безусловно, они есть, но без них не обходится такая профессия как космонавт, но мы над этим работаем", — заметил кандидат в космонавты Петр Дубров.

 

Невесомость для всего земного – чуждая среда. Человеческий организм на две пятых состоит из жидкости, которая вдруг становится невесомой: кровь сразу приливает к голове, любое резкое движение и выворачивает наизнанку. Однако вестибулярный аппарат можно тренировать.

 

Будущим космонавтам важно не просто адаптироваться к невесомости, но и научиться быстро одевать скафандр. Анна Кикина и Олег Блинов делают это за несколько "горок". Подобное действие и на земле – не из легких.

 

Режим окончен, наступает перегрузка. До следующей "горки" – несколько минут, в эти мгновения Алексей Хоменчук дает советы. Он тренирует Анну, подсказывает и поддерживает. Сам пару лет назад проходил эту космическую науку.

 

Две единицы перед очередной "горкой". Переносить перегрузку лучше всего лежа, поэтому все устраиваются поудобнее, принимая горизонтальное положение. Пока вестибулярный аппарат не совсем привык, резких движений лучше не делать.

 

Еще нужно грамотно передвигаться от одного объекта к другому. Причем в этой короткой невесомости все делают те же ошибки, что и космонавты, впервые попавшие на орбиту. Пытаются перебирать ногами, искать какую-то опору – не получается. Полгода на орбите предстоит не просто летать, но и продуктивно работать. Попытка затормозить в полете тоже не всегда заканчивается успехом.

 

Специалисты отмечают, что такой рваный тренировочный полет изнуряет сильнее, чем реальная невесомость. Только в одном параболическом полете таких режимов десять. Это русские горки, переход от перегрузки к невесомости и обратно к перегрузке — самый коварный.

 

Олег Блинов, кандидат в космонавты: "Начало режима – перегрузка пошла, потихоньку тебя начинает придавливать, и чувствуешь, что даже ткани лица начинают натягиваться. После этого начинается этап невесомости, организм должен за короткое время адаптироваться к условиям невесомости. Ты выполняешь программу в течение 20 секунд. После этого наступает опять режим перегрузки в две единицы. Да, они чувствуется. Но когда ты лежишь, в принципе, не так серьезно, а если стоишь, то прижимает сильно".

 

Главное в невесомости — быть при деле, не слишком погружаться в свои ощущения. К примеру, нашему оператору просто некогда думать о своем состоянии. Камера в руках и деваться некуда, надо снимать, а ведь он вовсе не космонавт, хотя и прошел специальную медкомиссию. Однако при деле, и невесомость в радость.

 

Игра в мяч, передача груза — все эти навыки космонавтам предстоит применить в реальной невесомости: разгружать корабли "Прогресс", устанавливать и передвигать боксы с аппаратурой и оборудованием. Одно из заданий – в невесомости научиться пить воду, а куда же без воды в космосе. Причем, здесь она очень вкусная.

 

Как пить воду в невесомости, не сразу сообразишь: по привычке тянешься к бутылке, а довольно просто выдавить и поймать водяные шарики в невесомости. Вся вода, которая парила в пространстве, при наступлении гравитации просто падает на пол.

 

Отсутствие гравитации длится не более тридцати секунд, в общей сложности, за один полет около пяти минут "свободы" от земной тяжести. Но только здесь можно понять, сумеет ли будущий покоритель космоса жить и работать на орбите. Подобное испытание проходят все, кто мечтает покорить настоящий космос.

 

Состоявшийся запуск

21 ноября 2024

ТГК «Прогресс МС-29»

Байконур, 31

15:22 мск

Видео