Космонавтика
Автор - М. Лев
Оператор - Б. Готгельф
Издавна наше Солнце было верным ориентиром для путешественников на суше и на море. Ночью же их выручали звезды. Когда человек шагнул в космос, возник все тот же вопрос: как ориентироваться в околоземном пространстве? «Космическим штурманом» стал академик Борис Викторович Раушенбах. Он математически рассчитал принципы ориентирования и создал «космические компасы» - приборы звездной навигации.
Он математически рассчитал принципы ориентирования и создал "космические компасы" - приборы звездной навигации. Без них любой космический аппарат - автоматический или пилотируемый - был бы слепым.
"Как говорила Терешкова в свое время: взлететь-то мы взлетим, а вот посадит ли нас Борис Викторович? Это его работа была", - вспоминает Вера Раушенбах, жена академика Бориса Раушенбаха.
Первый пилотируемый корабль "Восток" с Юрием Гагариным на борту управлялся автоматикой. Однако Раушенбах считал: космонавт - не пассажир. Если техника подведет, он должен уметь взять управление на себя.
"Самый трудный режим - это посадка, надо сориентировать корабль, включить тормозной двигатель, и только после этого корабль сойдет с орбиты", - объясняет Владимир Бранец, ветеран космической отрасли.
Опасения подтвердились в 1965 году. Экипажу Павла Беляева и Алексея Леонова для того, чтобы вернуться на Землю, пришлось взяться за штурвал.
"Когда время пришло включать двигатель, я спрашиваю Пашу: Земля так или так? Правильно ли сориентирован корабль? На разгон или торможение? Паша показывает: Земля вот так идет", - рассказывает Алексей Леонов, лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.
Многие приборы звездной навигации сегодня - музейные экспонаты. Например, "прадедушка" современного звездного датчика - он крепился внутри космического корабля, и космонавт ориентировался буквально на глазок.
"Вот сюда вставлялась картинка, на которой нарисованы звезды. А здесь находилось зеркало, призма. С одной стороны сюда попадала картинка звездного неба, а с другой проецировалась картинка, которая нарисована на сетке", - показывает Александр Фрунц, сотрудник РКК "Энергия" им. С.П.Королёва".
Устройство, напоминающее солнечные часы - знаменитая "палочка Раушенбаха", так в шутку называли теневой индикатор - праобраз современного солнечного датчика.
"Космонавт, глядя через иллюминатор, наблюдал вот этот экран. И на экране он видел тень от этой палочки. Его задача была развернуть этот корабль так, чтобы тень от палочки превратилась в точку", - объясняет Александр Фрунц, сотрудник РКК "Энергия" им. С.П.Королёва".
По принципу "палочки Раушенбаха" создали и мишень для стыковки космических кораблей.
"Чтобы можно было наблюдать, с какой стороны мы находимся по отношению вот к этому объемному изображению, и управлять кораблем так, чтобы во время стыковки передний крест проектировался точно на подложку мишени", - поясняет Александр Фрунц, сотрудник РКК "Энергия" им. С.П.Королёва".
Благодаря прибору, созданному академиком Раушенбахом, впервые в истории мировой космонавтики была проведена удачная ручная стыковка двух кораблей. В 1969 году "Союз-4" и "Союз-5" встретились на орбите. Принципы Раушенбаха до сих пор востребованы в космической навигации.