Космонавтика
Автор - Н. Бурцева
Оператор - К. Андронов
Высота 4 тысячи метров. Открытая дверь самолёта. Шаг, и свободное падение. Этот полёт к земле приближает к космосу. Новый набор отряда космонавтов оттачивает технику владения парашютом. В свободном падении будущие космонавты должны не просто созерцать небо и землю, а решать логические задачи.
Четыре тысячи метров над землей. Дверь самолёта открыта. Хочешь лететь в космос? Прыгай!
"Выглядит это примерно так: отделяюсь, лёг на поток, решаю карточку N 32. +10 плюс +18, итого: +28. Там гораздо быстрее всё решается", - поясняет кандидат в космонавты Святослав Морозов.
У космонавта нового набора Святослава Морозова за плечами больше двадцати прыжков. После десантных куполов он встал на "крыло". Непременное условие: все новобранцы отряда космонавтов должны быть испытаны парашютами.
С собой в полёт на борт самолёта космонавты берут диктофон, чтобы вести репортаж о том, что происходит вокруг, какие ориентиры они видят на земле. В дополнении к этому за 40 секунд свободного падения они должны решить космическую карточку. Но уже когда парашют раскроется, появляется новая вводная: порассуждать, например, о космосе и любви.
В этот раз аэродром небольшого городка Мензелинск в Татарстане собрал настоящих мастеров неба. Космонавты и инструкторы ЦПК поднимались в воздух по десять раз в день. Рядом на точность приземления тренировалась сборная России по парашютному спорту.
Самолёт набирает высоту. У каждого космонавта на руке своя карточка со специальным заданием. Но ознакомиться с ним можно только в небе. Рядом инструктор: контролирует каждое действие и снимает прыжок на камеру.
- Карточка N32, первая шкала...
В свободном падении Иван Вагнер решает головоломку, одновременно комментируя на диктофон свои действия. Потом воздушные упражнения: повороты, спирали и даже сальто. Главное, следить за высотой. Раскрытие крыла, теперь управление парашютом и приземление.
На земле их встречает инструктор Центра подготовки, Герой России Виктор Рень. За его плечами тысячи прыжков, все мыслимые испытания на выживание: в тайге, на море, в пустыне.
- Расчёты делайте. Вы должны уже выходить в район приземления.
Среди инструкторов личность поистине легендарная: Ирина Бояновна Соловьёва, пятикратная чемпионка мира по парашютному спорту. В 1963-м - основной дублёр Валентины Терешковой, первой женщины-космонавта. Спустя годы любовь к космосу не остыла. Здесь она как психолог ЦПК обеспечивает, так называемый, мозговой штурм в падении.
"А самое главное, что космонавт должен отсюда вынести - это уверенность в себе. Что в таких сложных условиях он может работать", – делает вывод психолог Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина Ирина Соловьёва.
"Есть сомнения, что в момент свободного падения тяжело соображать. Наша задача доказать обратное - мысли до ног ещё не дошли", - отмечает кандидат в космонавты Святослав Морозов.
Казалось бы, для чего космонавту парашют? Тем более математическая головоломка в свободном падении? Ведь возвращается он из космоса в спускаемом аппарате. Однако как раз на таких испытаниях можно понять, сумеет ли будущий космонавт выполнить одновременно две задачи: работать головой и руками.
"Люди отключаются от одной задачи, забывая, что они под куполом парашюта, и как будто бы сидят в классе, решают ту задачу, которая не менее важная", - рассказывает руководитель парашютных тренировок, Герой России Виктор Рень.
В таких тренировках оттачивается навык действия в любой ситуации. Когда земля стремительно несется навстречу, решение надо найти за секунды. Можно сказать, школа смоделированного стресса.
"Во время свободного падения, когда страшно, когда чувствуешь холодок, когда летишь со скоростью к земле, в условиях стресса - это очень важно", - подчёркивает лётчик-космонавт, Герой России Валерий Корзун.
Космонавт и Герой России Валерий Корзун уверяет: чувство уверенности в космическом полёте само не приходит, его надо выработать. По себе знает, кто уверенно прыгает - успешно летает.
"Умение концентрировать внимание в условиях стресса. Например, старт ракеты. Космонавт должен отбросить все эмоции, сконцентрироваться на работе. Взаимопомощь и умение активно работать. Сачка видно сразу. Если он сачкует здесь, то 90% того, что он будет сачком и в космосе", - убеждён Валерий Корзун.
Эта великолепная семёрка уже в отряде космонавтов. Лётчики, инженеры, конструкторы, - словно единый экипаж для нового пилотируемого российского корабля.
"До конца этого десятилетия будет создан корабль для шести человек, как раз наша группа и с запасом даже", - говорит кандидат в космонавты Андрей Бабкин.
Возможно, в этом корабле найдётся место и для женщины, сегодня единственной в отряде космонавтов. Елена Серова доказывает каждый день, что она представитель прекрасного, но отнюдь не слабого пола. Те же прыжки и задания. Всё на равных.
"У Лены сейчас получается все, она прекрасно работает в воздухе, она прекрасно ведёт репортажи. Она готова. Колоссальный прогресс", - восхищается успехам Серовой Виктор Рень.
Прыжок в скафандре. Выполняется в тандеме с инструктором. Это тоже испытание, но уже без головоломок.
Будущим покорителям орбит управлять парашютом в полной космической амуниции вряд ли потребуется. Но это реальная возможность понять, что чувствовал первый космонавт планеты Юрий Гагарин полвека назад, возвращаясь на родную землю.
"Ставят задачу, мы её выполняем. Поставили задачу прыгать с круглого купола, мы прыгнули, потом перейти на новую систему. Потом дальше задачи: лететь на космическом корабле "Союз". Разобрались, полетели, сделали. Дальше будет новый аппарат на Луну и на Марс", - поясняет, в чём заключается труд космонавта, Святослав Морозов.
Это лишь малая высота, которая молодым космонавтам уже покорилась. До орбиты ещё годы тренировок и испытаний.