Космонавтика
Авторы – А. Нурпейсова, Н. Бурцева
Операторы – М. Фроянц, С. Селиванов.
Экипаж 17-й долговременной экспедиции на МКС вернулся на землю после 198 суток полета. Мягкую посадку спускаемому аппарату с космонавтами Сергеем Волковым, Олегом Кононенко и американцем Ричардом Гэрриотом обеспечили двигатели, разработанные в КБ имени А.М. Исаева.
Миссия завершена. Спустя полгода экипаж 17-й долговременной экспедиции на Международную космическую станцию вернулся на Землю. Успешную посадку обеспечили тормозные двигатели, разработанные в подмосковном КБ имени Исаева.
После триумфального возвращения на Землю Юрия Гагарина Сергей Королев в шутку назвал конструктора Исаева "нашим главным тормозом". Именно он разработал тормозную двигательную установку, с помощью которой спускаемые аппараты садятся на другие планеты, а космонавты совершают мягкую посадку. "Это было впервые. В космосе невесомость. Задача состояла: как подать компоненты, которые не имеют притяжения Земли", - рассказывает Юрий Васютин, начальник отдела автоматики КБХМ имени А.М. Исаева.
Исаева называли космическим самородком. Такого еще не было – горный инженер стал во время войны ведущим конструктором первого реактивного самолёта БИ – Березняк-Исаев. "Он взялся за двигатели и приезжал в Казань к Глушко учиться и называл его своим учителем. Хотя преуспел в этой отрасли очень сильно", - говорит ветеран ракетно-космической отрасли Игорь Писарев.
В конце войны вместе с Глушко и Королёвым Исаев отправился в Германию - изучать трофейные ракеты. Вернувшись, он создает специальное двигательное КБ. Жидкореактивные двигатели Исаева ставили на боевые ракеты ПВО – основу оборонного щита страны. "Москва: три кольца обороны, десятки тысяч ракет, зенитно-управляемых ракет с двигателями Алексея Михайловича Исаева", - продолжает экскурс в историю Юрий Васютин.
Нестандартность инженерных решений удивляла. Например, цельносварной двигатель. Отсутствие швов делало такой механизм надежным почти на 100%. Для подводного флота Исаев придумал двигатель, который размещался внутри топливного бака лодки. Специалисты называли такое устройство "утопленником". "Утопленники" – это именно его идея, его пионерское открытие", - подтверждает Анатолий Прасолов, заместитель начальника отдела общей сборки двигателей КБХМ имени А.М. Исаева.
Несколько десятилетий "исаевские" тормозные системы, которые создаются в подмосковных Подлипках, ставятся на все российские пилотируемые корабли. Символично, что космонавты 17-й экспедиции вернулись на Землю в день, когда основателю отечественной школы двигателестроения Алексею Михайловичу Исаеву исполнилось бы 100 лет.