Космонавтика
Автор - Н. Бурцева
Оператор - Е. Петров
18 мая исполняется 100 лет со дня рождения дважды Героя Социалистического труда, академика, ученого и конструктора систем управления ракет-носителей Н.А. Пилюгина.
Надежда Николаевна, осматривая памятник, будто общается с отцом. Для нее это - как встреча с близким человеком. Последние штрихи, и скульптура будет готова. К вековому юбилею на московской улице, носящей имя Николая Пилюгина, появится бронзовый памятник академику. "Мне трудно об этом говорить, потому что для меня это - мой отец. Да, он похож на себя", - говорит она.
100 лет назад родился человек, который научил космическую технику летать не просто ввысь, а по заданным траекториям. Стране Николай Пилюгин стал известен не по многочисленным оборонным разработкам, а как ученый, который в прямом смысле снабдил ракету мозгом - системой управления. "Он был однолюбом и в технике. Он влюблялся в какую-то идею, увлекался ею. И когда я приезжал к нему для решения многих вопросов, он мне начинал рассказывать о последнем своем увлечении", - вспоминает академик Борис Черток, конструктор ракетно-космической техники.
В 18 лет он пришел работать слесарем в ЦАГИ – Центральный аэрогазодинамический институт. В своей профессии достиг такого мастерства, что приметивший его Туполев направил молодого рабочего учиться в МВТУ имени Баумана. Еще будучи студентом, Пилюгин придумал прибор, измеряющий угловые скорости самолетов. И название дал необычное – "жирограф". Более 50 лет этим прибором пользовались при испытании новых самолетов.
В 1944 году Николаю Пилюгину вместе с конструкторами Василием Мишиным и Борисом Чертоком поручили по фрагментам восстановить облик немецкой ракеты "Фау". "Пилюгин вооружился отвертками, пассатижами, а я ему подсвечивал фонариком. Надо сказать, что он артистически работал, отвинчивал, завинчивал и пытался вникнуть в существо работы тех приборов, которые были найдены", - продолжает Черток.
С инструментами Николай Алексеевич не расставался. Уже руководителем института он в своем кабинете разбирал и изучал приборы. А дома хранил целую коллекцию магнитофонов. Не для того, чтобы слушать, а чтобы разбирать и изучать. "Он вообще увлекался магнитофоном, у нас их было десяток разных, все время усовершенствованных", - рассказывает Надежда Николаевна.
Бортовая система управления – "нервная система" ракеты Р-1, управление "Семеркой" - прообразом будущего "Союза", "нервная система" "Протонов" - все это разрабатывалось под руководством Николая Пилюгина. Но особой его гордостью стала система управления возвращаемого корабля "Буран". "Порядка 80 систем управлении для всех видов средств выведения - носители, разгонные блоки, это стратегические ракетные комплексы. Порядка 80 систем управления было создано нашей организацией", - отмечает Ефим Межерицкий, директор, генеральный конструктор НПЦ им. Н.А.Пилюгина
Во время работы над "Бураном" Пилюгиным был придуман и язык технических символов – ДРАКОН: "дружелюбный русский алгоритмический, который обеспечивает наглядность". Он и стал своеобразным инструментом взаимопонимания в пилюгинском коллективе инженеров и конструкторов.
Разработки академика и сегодня применяются в современной ракетной технике. Тяжелые "Протоны" уходят в небо с его системой управления, а грозные ракетные комплексы "Тополь-М" обеспечивают оборону страны.